Главная Новости

Как подготовить ребёнка к письму и изучению родного языка

Опубликовано: 03.09.2018

видео Как подготовить ребёнка к письму и изучению родного языка

Формирование орфографической грамотности при изучении русского языка в младших классах. ВЕБИНАР

Фото: Игорь Губарев



Дети, предрасположенные к отставанию в  речевом развитии, обычно непосредственны, несамостоятельны, недостаточно самокритичны. У них больше развиты игровые, а не познавательные интересы.

Столкнувшись с трудностями, такой ребёнок проявляет пассивность и быстро отказывается от попыток добиться результата. Целенаправленность и настойчивость он проявляет только в тех вопросах, которые вызывают у него интерес. Выслушав вопрос, он обычно отвечает: «Не знаю», и только после поощрения со стороны взрослого начинает обдумывать ответ.


Как научить ребёнка читать

Дети, склонные к отставанию в речевом развитии, способны понимать и самостоятельно образовывать простые обобщающие понятия, однако испытывают затруднения при знакомстве с более сложными понятиями.

Им тяжело даётся фонематический анализ: затруднения возникают при подборе картинок на определённый звук, определение количества и последовательности звуков в слове. Часто вместо звуков они выделяют слоги, у них труднее формируется навык слогослияния.


Игровые технологии на уроках русского языка. Как учить русский язык играя с учениками в игры ВЕБИНАР

Детям с трудностями формирования навыков письма и чтения свойственны неравномерность психического развития, недостаточная сформированность высших психических функций (внимание, память, мышление).

Главной причиной трудностей формирования навыков письма и чтения специалисты называют нарушения зрительного и пространственного восприятия.

Чем раньше выявлены отклонения и начаты коррекционные занятия, тем быстрее показатели развития ребёнка придут в соответствие с возрастными нормами.

Стойкие нарушения письменной речи могут возникать из-за несформированности некоторых частных психических процессов, которые совершенно незаметны в повседневной жизни, но создают серьёзные препятствия при овладении письмом или чтением. Если время упущено, появляются вторичные расстройства, развивается неврозоподобная симптоматика, повышается уровень тревожности, тревожность приобретает характер фобических переживаний в ситуациях, связанных с чтением.

Работа с буквами

Если ребёнок забывает, путает, неправильно пишет буквы, предложите ему задания на узнавание букв.

Например:

•    найти букву среди ряда других букв;

•    назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;

•    определить буквы, расположенные неправильно;

•    обвести контуры букв;

•    буква «сломалась» — добавить недостающий элемент;

•    назвать буквы, наложенные друг на друга;

•    изобразить букву с помощью пальцев.

Последнее  упражнение  исключительно полезно.

Чтобы освоить последовательность операций, разложите это задание на несколько этапов. Предложите ребёнку:

•    построить букву по словесной инструкции с одновременным показом педагогом;

•    сравнить пальчиковую букву с образцом;

•    построить букву по словесному указанию без образца;

•    построить букву самостоятельно без зрительного образца;

•    отгадать букву, построенную другим ребёнком.

Эти упражнения позволяют не только закрепить оптический образ буквы, но и предупреждают возникновение оптической дисграфии.

Пальчиковые задания способствуют формированию ассоциативных связей между центрами речи и моторной зоной коры, что в конечном итоге позволяет совершенствовать механизм произвольной регуляции движений руки и помогает освоить навык письма.

Для развития графо-моторных навыков рекомендуются такие задания, как: штриховка по контуру, срисовывание геометрических фигур, обводка заготовленных образцов рукописного текста через прозрачную кальку, письмо букв, слов и фраз по трафарету, дорисовывание незаконченных рисунков или законченных изображений с недостающими деталями, воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти.

Для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счётные палочки или картонные элементы букв.

Для лучшего усвоения оптических образов букв их соотносят с какими-либо сходными предметами, изображениями: «о» — с обручем, «ж» — с жуком, «и» — с перекладиной и так далее. Загадывайте ребёнку различные загадки о буквах, предложите ему ощупать рельефные буквы, срисовать их.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму. Такой подход объясняется психофизиологическими особенностями ребёнка пяти-шести лет.

Дети этого возраста с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая-левая стороны, верх-низ, ближе-дальше, над-под, около-внутри. У них слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. Им стоит большого труда держать кисточку, карандаш, ложку, правильно расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

Для развития мелкой моторики рук

используются самые разнообразные приёмы и упражнения: массаж пальцев и кистей рук; пальчиковый театр, пальчиковые игры со стихами, скороговорками, счётными палочками; гимнастика для пальцев, лепка из пластилина; выполнение аппликаций и поделок из бумаги в технике оригами; рисование красками различными способами.

Для развития координированных движений предложите детям игры и упражнения с мелкими предметами (мозаика, завязывание верёвочек). Весьма полезны рисование по трафаретам различной величины и сложности, дорисовка предмета по принципу симметрии или штриховка, копирование рисунка по точкам, по образцу. Устраивайте графические и слуховые диктанты, играйте в лабиринты.

Приведу описания некоторых игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики:

«Отгадай, что внутри»

Возьмите несколько сосудов, наполните их водой, песком, различными крупами или любыми мелкими предметами. Ребёнок опускает кисти рук в сосуд, перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другим содержимым. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами отдельные элементы.

«Повтори движение»

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (одни пальцы могут быть согнуты, другие — выпрямлены). Малыш должен своими пальцами точно повторить «фигуру», зеркально изобразить её, ведь взрослый сидит напротив. Если задание вызывает у ребёнка сложности, то сначала можно потренироваться выполнять его, сидя рядом, а не напротив малыша, чтобы тому было легче копировать положение пальцев руки. В более сложном варианте игры участвуют обе руки.

«Игры с рисованием»

Нарисуйте заранее или используйте готовый рисунок какого-либо лабиринта. Если ребёнок рисует лабиринт для взрослого, а взрослый — для ребёнка, азарт захватывает всех, каждый старается нарисовать посложнее. Как можно чаще рисуйте малышу всевозможные лабиринты. Пусть он пройдёт по ним карандашом, не отрывая руки. Желательно объяснить, что это за лабиринт, куда он ведёт и кто по нему должен пройти. Тогда занятие не покажется ребёнку скучным. Например: «Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замёрзнет».

«Мозаика из пуговиц»

Подготовьте пуговицы разного цвета и размера. Сначала сами выложите рисунок из них, а затем попросите ребёнка сделать то же самостоятельно. После того, как малыш научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков. В технике пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, кошку, снеговика, мячики, бусы, буквы, цифры и другие предметы.

«Собери горошины»

Насыпать горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами, как будто собирает ягоды. Потом берет следующую горошину, потом ещё и ещё, чтобы набрать целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками одновременно.

«Бусы»

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание на нитку пуговиц, бусин, рожков и макарон, сушек. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, листьев деревьев, ягод рябины.

Чтение

Очень эффективен интерактивный метод , при котором взрослые поощряют детей принимать активное участие в процессе чтения: побуждают их задавать вопросы, быть рассказчиками историй. Такое чтение, его называют диалогическим, оказывает положительное влияние на речь, улучшает лексику дошкольников. Как правильно читать ребенку ?

•    Шаг первый. Побудите ребёнка высказаться по поводу книги. Например, рассматривая страницу книги, на которой изображена пожарная машина, можно спросить: «Что это?» Малыш ответит: «Машина».

•    Шаг второй. Оцените ответ: «Правильно, молодец, — и видоизмените, дополните его: — Это красная пожарная машина».

•    Шаг третий. Повторно стимулируйте интерес малыша к книге, чтобы удостовериться, усвоил ли он ответ взрослого: «Ты можешь повторить — «пожарная машина»? Этот приём можно использовать практически на каждой странице.

Побуждайте ребёнка как можно больше говорить самому. Делайте паузу в конце предложения, а дети будут её заполнять. Этот приём можно использовать при чтении текстов с рифмой или с повторяющимися фразами: «Ты не бойся, это — гусь, я сама его (боюсь)» или «Раз, два, три, четыре, пять — вышел зайчик (погулять)». Благодаря такому приёму дети получают информацию о структуре языка.

Задавайте вопросы, напоминающие о событиях прочитанной книги: «Скажи мне, что случилось с Мухой-Цокотухой в этой сказке?» («Муха-Цокотуха», К. Чуковский).

Такие вопросы помогают ребёнку усвоить сюжет истории и описать последовательность событий.

Подобные вопросы можно задавать не только в  конце книги, но и в начале, если эту книгу уже ранее читали, или в середине, если книгу читают несколько дней: «На чём мы остановились в прошлый раз? Напомни мне, где оказались коротышки после аварии на воздушном шаре?» («Приключения Незнайки и его друзей», Н. Носов). Это помогает родителям понять, помнит ли ребёнок, о чём они читают и понимает ли смысл прочитанного (старшие дошкольники).

Побуждая ребёнка пересказать содержание прочитанной сказки или рассказа, важно понимать, что это вызывает сложности у большинства детей, поэтому не настаивайте, если ребёнок отказывается. Помните, что диалогическое чтение не должно вызывать отрицательных эмоций, иначе ребёнок не захочет читать.

Предложите ребёнку описать иллюстрацию к знакомой книге: « Расскажи, что происходит на этой картинке?» Благодаря этому развивается вербальная речь, приобретается умение составлять подробный рассказ.

Вместе рассматривайте иллюстрации и задавайте малышу всевозможные вопросы — «что», «где», «когда», «почему» и «как». Если он затрудняется с ответом, расскажите сами. Такой диалог расширяет детский словарь.

Помогайте ребёнку установить связь между книгой и реальным миром. Например, при просмотре книги, на странице которой изображены животные, можно спросить: «Помнишь, мы недавно ходили в зоопарк. Кого из этих животных мы там видели?» Отвечая на наши вопросы, малыш приобретает навыки рассказа, у него развивается способность к диалогу.

Для интерактивного чтения подходят практически все книги, но в большей степени — с красочными иллюстрациями. Применяется этот метод и без чтения, а только при рассматривании картинок.

Обсуждение прочитанного, пересказ, ответы на вопросы взрослого — это обеспечивает большой скачок в развитии речи ребёнка и подготовке к обучению в школе за весьма короткое время. То, что сейчас называют диалогическим чтением, традиционно было частью русской культуры. К сожалению, сейчас оно утрачивается.

Для LogoPortal.RU — Логопедический Портал

Елена Кунакова © Все права защищены



В закладки:   Просмотров: 0