Магия вышитых рубашек

Какая же хорошая наша украинская вышивка! Глаз невозможно отвести. А какая древняя. Тысячелетия прошумели над ней, а она цветет и сквозь века несет к нам информацию о мире дальних предков, об исторической юность нашей страны.

Тысячелетия прошумели над ней, а она цветет и сквозь века несет к нам информацию о мире дальних предков, об исторической юность нашей страны

Мы не знаем точно, когда появилась на свет украинская вышивка, хотя отдельные исследователи утверждают, что корнями своим она достигает эпохи неолита. Но уже в VI веке нашей эры скифы, проживавшие на территории Украины, по словам Геродота, охотно носили вышиванки. Об этом свидетельствуют найденные во время археологических раскопок в Черкасской фигурки мужчин в рубашках, украшенных на груди широким ромбовидным узором. И каменные рубашки знаменитых скифских баб, что сторожат южные степи Украины, имеют узоры на рукавах и подоле.

Как бы там ни было, но в XI веке вышивания уже считалось высоким искусством, азы которого было осваивать в специальных школах. Первую такую ​​школу основала сестра Владимира Мономаха Ганка в Андреевском монастыре в Киеве. Там девушек учили вышивать золотом и серебром. А что вышивка ценилась очень высоко, свидетельствует хотя бы уже то, что за поясом Оранты в соборе Киевской Софии заткнута вышитая платок (собор освящен в 1049 году).

Какую же ценность, кроме художественной, имела вышитая, извиняюсь, написанная рубашка? Слово «вышивка» происходит от вышний, божественный и переводится с греческого как космос. Иначе говоря, "вышивать" означает связываться, контактировать, обращаться в космос, к Богу. По применяемого к сегодня на Гуцульщине словосочетание "писать рубашку", то оно говорит само за себя: писать - передавать, закладывать с помощью специальных знаков-символов определенную информацию. Итак, вышивая, женщина (а это испокон веков было преимущественно женское занятие, мужчины присоединились к тому делу значительно позже) с помощью специальной азбуки писала письмо-обращение, письмо-просьбу к Высшим Силам.

Какой смысл она могла вкладывать в эти ссылки? Первое, молила Бога защитить своих родных и себя саму от различной напасти - недобрых глаз (сглаза), чар, проклятий, болезней, пьянства, плохих друзей, враждебной сабли и пули. Не случайно на Закарпатье были распространены мужские рубашки с вышивкой на спине, часто белым по белому (очевидно, чтобы была менее заметной), ведь считалось, что злое слово (колдовская формула), брошенное в спину, имело особую силу. Вышивка в данном случае служила щитом, который мог отбить или значительно ослабить удар. К тому же, вышивая, женщина наполняла каждый свой стежок любовью и еще Словом Высшим - различными приговорами-заклинаниями. Поэтому к вышиванию никогда не принимались поспешно, а всегда выбирали время, когда другие заботы НЕ отвлекали внимания. Не случайно вышиванку обязательно дарили в дальнюю дорогу или на войну. И сегодня есть очень много свидетельств, как исторических так и современных, что такая рубашка действительно является мощным оберегом.

И сегодня есть очень много свидетельств, как исторических так и современных, что такая рубашка действительно является мощным оберегом

А еще на рубашке, говорят, вышивали судьбу: как правило, то, что было, и, конечно, немного магии - для того, что будет. Таким образом, вышитая рубашка была для наших предков и оберегом, и визитной карточкой. Бывало, зайдет гость в дом, а вы уже и знаете, откуда он прибыл. По узорами можно распознать область, район и даже село, потому что в каждом крае было что-то свое, неповторимое. Так же легко было определить - хозяин перед вами или нищий, и как то газдивство выглядит: земельку имеет, скот или пасеку, а, может, и всего понемногу. Все было записано в хитросплетении линий, квадратов или ромбов. И о роде его можно было судить по рубашки: мастеровитый или земледельческий, здоровый и сильный или хоровитий, большой и дружной так себе. Даже о том, дружит ее хозяин с зеленым змием, рассказывала рубашка.

Новые рубашки хозяйка дарила своим домочадцам как минимум 4 раза в год: на Рождество, на Пасху, на Спаса и ... когда идти в школу. То есть в первый день нового учебного года и школьники, и их родители приходили в школу в новых вышитых рубашках. С таким уважением относились украинцы к науке. Девушки дарили рубашки своим женихом еще до свадьбы и вышивали на них магические символы любви. Кстати, рубашку мужу могла выстирать только жена или мама. Отсюда и пословица: "Лучше грязная рубашка, чем вымыть", - так вымыть чужими руками рубашка трактовалась не иначе, как предательство.

Узоры читались, как открытая книга. Больше всего было с тем хлопот молодые ребята. Бывало, переведут каком, что в таком-селе есть хорошая девушка, то и начинают через родственников к ней дорогу напитуваты. Дойдут к согласию, засылает парень старост, а они, как ни старались, возвращаются с тыквами. Потому посмотрела девушка или ее родители на рубашку жениха, и поняли, что восхвалением старост грош цена. Поэтому уже в ХИV веке кое-кто начал прибегать к хитрости. Например, бедные парни приезжали свататься в соседние села в одолженном одежде. А через двести лет в вышитые появляется много путаницы, сделанной ради "красивости", а на самом деле - чтобы скрыть что-то или украсить, запутать, отвлечь внимание.

И вот несколько лет назад Украина снова расцвела вышивками. Более того - они стали модными! И не только у нас - во всем мире. Да еще и несут дополнительную смысловую нагрузку. Ведь носить вышиванку означает не только быть модным, но и публично заявлять о принадлежности к украинской нации (или ее поддержку), демонстрировать свое национальное сознание, историческую память. При этом, к сожалению, не задумываемся, что символика вышивки осталась такой, как и тысячи лет назад. И что при любых обстоятельствах она продолжает оставаться "письмом к Вышнего", то есть несет в космос информацию о нас. А теперь мне кажется, что наоборот - время высшие силы через посредство вышивальщиц пытаются сказать нам что-то. Впервые на эту мысль меня натолкнул случай двадцатилетней давности.

Впервые на эту мысль меня натолкнул случай двадцатилетней давности

Тогда я нашла в своей свекрови клочья старого вышивка - рукава женских и манишки мужских рубашек - с престранными узорами. Удивительно красивыми, гармоничными в цветах, но ... было в них что-то такое, что влекло глаз и одновременно пугало. Светлой памяти Параскевия Шимечко - так она писалась из дома - пристрастилась в песнях и воспоминаниях. Голос был сильный и чистый, а песен знала столько, что хватило бы для репертуара сотни (а может, и не одной) хоров. Теперь очень жалею, что не сумела уговорить ее записать хотя бы часть сокровища. А с ее воспоминаний узнала, что происходила она из Немировщины, из села Радруж. Теперь это село на территории Польши, а в Немирове упоминанием о нем осталась улица, которая называется Радрузька. В Радруж до Второй мировой войны была мощная "Просвита", активным членом которой она была. С особой теплотой вспоминала фестивали и праздничные концерты, в которых принимала участие как хористка. А найдены рубашки, как оказалось, принадлежали его родителям и вышивались во времена сечевых стрельцов. Мода тогда такая была, говорила.

Теперь о моде. Когда я внимательно рассмотрела узоры, поняла, что именно вызвало это странное и немного жутковатое ощущение: все элементы сложного узора напоминали могилы и кресты. Позже наткнулась на еще несколько подобных находок. Задумалась: чем могла быть продиктована такая мода? Народной тоской по мечте, не сбылась? Трауром по тем юным цветом, что почернел в пожарище войны? Но мода, как оказалось, началась задолго до упоминавшихся событий! Тогда, может, имеем дело со своеобразным программированием, подсознательным пророчеством?

Теперь о событиях почти вчерашние. Где-то за три или даже чуть больше лет перед войной в Украине начали массово носить вышитые вещи. И не по случаю праздника, а каждый день. Интересно, что в разнообразии узоров неожиданно начали доминировать маки. Выполненные в разных техниках, они зацвели на рубашках, блузках, майках, безрукавки, платьях и даже сумочках. По каким-то странному стечению обстоятельств эти маки сразу висиялися на Гуцульщине, Слобожанщине, Волыни, Подолье, Бойковщине, Буковине, Ополье, ... по всей Украине. И не проходит на них мода. К сожалению.

К сожалению

Мак занимает особое место не только в символике вышивки, но и в древних верованиях украинский. Им, особенно освященным, обсеивали людей и скот, наделяя его волшебной силой, которая предохраняет от всякого зла. До сих пор в деревнях можно найти вышитые маковым цветом шторки на дверь. Таким образом хозяйки защищали свое хозяйство от ведьмы, которая забирала молоко. Вышивали его немного и на подушках - чтобы хорошо спалось. А еще, маки - это память. Существует поверье, что поле, политое после битвы кровью воинов, покрывается маками. Девушки, в семьях которых кто-то погиб на войне, вышивали маки на рубашках, а в веночки вплетали семь цветков мака, клянясь тем самым сохранить и продолжить свой род. Надевали маки и в знак траура, потому что наши предки при этой возможности не носили черной одежды, только белый, густо покрывая его маками.

Так как при этом не задуматься, не Космос посылал нам эти знаки, долго и настойчиво, пока не заалели рядом с вышитыми кровавые маки на рубашках наших солдат. И не покрылась траурными маками вся Украина.

Так какие же узоры на наших рубашках ориентированы на добро? Думаю, никому не помешает немного этой азбуки.

Очень положительную энергетику имеют узоры, основой которых является круг, ведь это не что иное как солнце. А еще - круг является символом бытия, вечности и даже мироздания (это когда с точкой посередине). Причем узоры, состоящие из самых кругов, встречаются редко. Зато круг, как часть сложного узора, встречается часто, как и стилизованное круг - цветок. В частности, к таким солнечных цветов принадлежит роза. Ее вышивают на женских рубашках, так роза означает еще и доминанту женщины в семье, причем женщины счастливой, солнцеликий. Еще одно солнышко, которое часто сияет на детских рубашках, - клубника. Кстати, говорят, что название "клубника" происходит от древнего названия солнца - Полель.

Когда речь зашла об этимологии слов, не можем обойти еще одного растения, которая есть и должна быть и на женских и на мужских рубашках. Калина. Когда-то в древности, ее связывали с рождением Вселенной, огненной троицы: Солнца, Луны и Звезды. Ее название тоже происходит от древнего названия солнца - круг (круг - когда на - калина). А ее способность с еще большей силой возрождаться к жизни после того, как на дереве пообламувалы ветви, а также быть чрезвычайно хорошей во все времена года сделала калину символом нашего украинского рода, бессмертия нации. Символом солнца в вышивке есть и восьмилепестковая цветок-розетка. Интересно, что на рубашках она часто появляется в обрамлении "ужика" - знаков, напоминающих свернутого ужа или букву "S". Это символ воды. Когда в узоре сходятся эти две мощные стихии, образовали земную жизнь, их следует понимать как влажную материнскую и огненную родительскую энергии, олицетворяющих процесс созидания.

Когда в узоре сходятся эти две мощные стихии, образовали земную жизнь, их следует понимать как влажную материнскую и огненную родительскую энергии, олицетворяющих процесс созидания

Достаточно часто в основе вышитых узоров лежит квадрат. Эта фигура символизирует совершенство, порядок, гармонию. Кроме того, в украинской традиции квадрат является одним из символов земли. Таким образом, это очень важная фигура в орнаменте, которая еще и говорит о благосостоянии хозяина рубашки или привлекает его.

Близкий к квадрату ромб. Его основой является мужское и женское начало (состоит из двух треугольников). Интересно, что в трактовке наших предков три угла ромба держит женщина, а мужчина - только четвертый. Ромб с точкой посередине - символ засеянного поля, означает достаток и благополучие. Иногда ромб еще трактуют как борону, а ромб с "усиками" или лягушка означает плодовитость. Рубашка с ромбовидными узорами имеет мощную положительную энергетику, особенно для беременных женщин, которым еще и служит оберегом.

Интересное смысловую нагрузку в украинском орнаменталистике несет треугольник. Это символ единства и трех миров (небесного, земного и подземного), и трех стихий (воды, огня и воздуха), без которых не было бы жизни на земле, и трех уровней бытия, и трехмерности мира. Это и Святая Троица в уже поздние, христианские времена. Незаконченные (без основы) треугольники, возвращены вершиной вниз означают женскую или материальную сущность, вершиной вверх - мужское, духовную. Поэтому в целом речь идет о духовных и земных благах, которые так необходимы каждому из нас, а также о росте и укреплении нашего рода.

Поэтому в целом речь идет о духовных и земных благах, которые так необходимы каждому из нас, а также о росте и укреплении нашего рода

Еще в языческие времена крест служил оберегом от злых духов. Крест на вышивке, если он прямой - символ Солнца, Творца, мужского начала. Косой крест символизирует женское начало, Луна. Двойной крест - восьмилучевая звезда - эти два начала объединяет.

Очень сильной энергетически является сварга (т. Н. Свастика) - тот самый крест, но в движении. Это солнечный знак, который приносит счастье, оберегает семейный очаг, особенно, если ее «рожки» возвращены за Солнцем (вправо), левосторонняя сварга достаточно мощным оберегом. Наложение право- и левосторонней Сварг друг на друга объединяет нас с мудростью предков и творит в душе гармонию.

О гармонии в душе и во Вселенной говорят и так называемые звездные рубашки, которые опять же олицетворяют Солнце, тепло, огонь.

Многие знаков, кроме уже упомянутых "ужика", которыми обшивали в древности подолы женских рубашек, чтобы предохранить материнскую сущность, символизируют воду. К ним относится и меандр - безконечник. Ученые говорят, что его использовали на территории Украины еще 20 000 лет назад. Он изображает жизненный путь и одновременно является символом вечного бытия. Приносит здоровье и долголетие.

На рубашках молодых мужчин и юношей очень уместно сочетание калины с дубом (красоты с силой). Такая рубашка хранить их жизненную энергию. Хорошо также вышивать виноград, причем на рубашках обоих полов, потому что это жизненная нива, на которой достаточно труда и обязанности и для женщины, и для мужчины. Лилия олицетворяет девичьи чары, чистоту и невинность. И немного хмеля на мужских рубашках - для любви и юности буйство. Также на вышиванках имеют цвести любисток и мята, бархатцы, ноготки, шалфей, потому что они и глаз радуют, и душу и тело лечат. И, конечно, нельзя забывать о берегиньок, потому что это волшебный талисман, космическое дерево, вечное обновление и гармония жизни.

А мак ... обсеять бы им, освященным, границы родной земли, чтобы никакие упыри не могли больше из них ни перешагнуть, ни перелететь.

обсеять бы им, освященным, границы родной земли, чтобы никакие упыри не могли больше из них ни перешагнуть, ни перелететь

Какую же ценность, кроме художественной, имела вышитая, извиняюсь, написанная рубашка?
Какой смысл она могла вкладывать в эти ссылки?
Задумалась: чем могла быть продиктована такая мода?
Народной тоской по мечте, не сбылась?
Трауром по тем юным цветом, что почернел в пожарище войны?
Тогда, может, имеем дело со своеобразным программированием, подсознательным пророчеством?
Так какие же узоры на наших рубашках ориентированы на добро?


В закладки:   Просмотров: 0